Сокольники под забытым именем: история Семеновского потешного двора. Часть 1. День рождения Сокольников. М.Н.Семенов

Мы – я и мой район Скольники – появились на свет под одной фамилией. Только я ношу ее и сегодня, а он — утратил.

Рассмотрим межевой план земель Сокольничьей слободы 1766-го года [1]. Это — территория между нынешним парком, ТТК, Митьковской ж/д веткой и улицами Русаковская, Б. Остроумовская и Охотничья.  Видны два района застройки – поселение сокольников вокруг Старослободских улицы с переулком и Соколиный двор почти на месте Воскресенского храма. Но в экспликации значится: столько-то земли под строевым лесом, столько-то под сенокосом, а столько-то под строением Сокольничьей слободы и … Семеновского потешного дворца! Вот оно, бесспорное доказательство того, о чем давно писал А.В.Бугров [2], и что постепенно находит признание краеведов: соколиный двор, сердце района, располагавшийся в самом его центре и давший Сокольникам название, когда-то сам назывался Семеновским потешным двором (дворцом), а местность вокруг него, соответственно  – селом Семеновским. Знакомые же нам Семеновские улицы — это уже вторичное образование, слобода, то есть с нашего Семеновского выселки. Ни соколов, ни охоты там никогда не было.

Как, когда и почему появился у нас соколиный двор – об этом и будет рассказ. Но сначала вспомним – а что здесь было раньше, четыреста лет назад? Вдоль Яузы, где почвы были чуть плодороднее, землю распахивали. Первым образовалось поле, впоследствии, в XIX веке, названное Ширяевым. При передаче этих земель в 1568-м году во владение кремлевскому Чудову монастырю упомянута лишь рыболовля [3]. Но уже через два десятка лет там появляется «деревня Чюдовка, что на Яузе: пашни серой земли 18 четьи, да перелогу пашни худой земли 45 четьи в поле, а в дву по тому ж» [4](т.е. под парами еще вдвое, итого около 80 га). Скорее всего, лес тут был сведен при восстановлении Москвы, сожженной в 1571-м году Девлет-Гиреем. То, что Чудовка занимала нынешнее Ширяево поле, видно из ее расположения «по тои стороне реки Яузы против Алымова» [5](Богородского), и из площади пашни, которая веками оставалась неизменной [6].

 

Еще небольшую распашку на планах XVII века видим под деревней Ольферьково, у нынешней станции юннатов на Ростокинском проезде [7]. Известна и пустошь Собакина в районе теперешних Колодезных улицы и переулка. Из-за нее поспорили два крупнейших местных землевладельца – Чудов и Алексеевский девичий монастыри [8]. Монахини в 1622-м отдали ее в пожизненную аренду князю Барятинскому, а он устроил на Яузе мельницу, перекинув плотину к левому, черкизовскому берегу, что принадлежал Чудову. Интересно, что жалобу рассматривал патриарх Филарет, отец Михаила Романова, который был третьим крупнейшим местным землевладельцем.  Царской семье здесь принадлежало село Покровское-Рубцово, основная часть которого теперь в ЦАО. В 1623‑м мастер пушкарского приказа Анисим Радишевский устроил за его околицей, в конце нынешней улицы Гастелло, пруд [9], чтобы первый царь новой династии учинил там хоромы и регулярный сад. В общем, жизнь теплилась только на окраинах района.

 

 

А его центральная часть – «поле» — не упоминается до второй трети XVII века даже в связи с царскими охотами (вопреки устойчивому заблуждению) поскольку, вероятно, к тому времени представляла собой некорчеванную вырубку. А рубили государевы леса на его же, государевы, надобности. Переустройство царских хором в Кремле из-за пожаров 1619-го и 1626-го годов [10], дворовое и гидротехническое строительство в Покровском – все это требовало дерева, и именно тогда здесь погулял топор. Впрочем, лес наверняка сводился и в эпоху безвластия, после сожжения Москвы в ходе антипольского восстания 1611-го года. 

В 1645-м, с преставлением государя Михаила Федоровича, страна вступила в пятилетие потрясений, давшее начало Сокольникам.  Мало кто помнит, но на престол была возведена не династия Романовых, а лично Михаил, так что к тому времени четыре последних царя, начиная с Бориса Годунова, были выборными. Не упрощали ситуацию и слухи, что Алексей Михайлович был сыном вовсе не своего отца. А отец незадолго до смерти пригласил в Москву датского королевича – сватать дочь – и упорно ждал от него перехода в православие, что делало его претендентом на русский престол. Но так или иначе, царем провозгласили шестнадцатилетнего Алексея. Юноша на шатком престоле колебался между противоборствующими боярскими партиями. Правительство сформировал царский дядька Борис Морозов, но его активные и плохо продуманные реформы разорили городское население. В июне 1648-го в Москве полыхнул Соляной бунт, один из немногих успешных в русской истории. По требованию восставших для рассмотрения острейших проблем созвали Земский собор. Итогом его работы стало Соборное уложение, среди прочего решившее вопрос, который определил судьбу нашего района.

Принципиально было удовлетворено требование посадского населения о конфискации под общественные выгоны (под выпас скота) земель вокруг города, занятых крупными феодалами. Реализацию этой меры готовила специальная комиссия – приказ сыскных дел. Она обмеряла выходящие из города дороги и выясняла, кому принадлежат потенциально попадающие под отчуждение земли на расстоянии от городской черты (нынешнего Садового кольца) в две, две с половиной и три межевые версты (по 2154 м). Результаты этого сыска – Клондайк для краеведов, еще не разработанный [11].

Обмеры проводили в январе 1649-го года. Начнем с интересной нам зимней Переяславской дороги, которая шла от Сретенских ворот через ямскую слободу примерно вдоль нынешней Ярославской ж/д. Мера в две версты легла между землями: слева села Копытова (в будущем Алексеевское), а справа – государева Зимниковская земля, принадлежавшая ранее князю Дмитрию Пожарскому. Через полверсты Зимниковская была по обе стороны дороги. А на третьей слева лежали земли села Ростокино, а справа – сельцо Волково, которым владела вдова Пожарского. На планах конца XVII века небольшую пустошь Волково, Зимнинка тож (т.е. лежащую на зимнике),  можно найти у сегодняшней платформы Яуза [12]. Видимо, в первой половине века Зимнинка еще не объединялась с Волково и включала земли на западной границе нынешнего парка Сокольники (опушку, без леса, поскольку владения Пожарского здесь были невелики)[13].

Оставим на минуту в стороне работу сыскной комиссии. Данные о ней раскопал перед войной П.П. Смирнов, прекрасный археограф, но не москвич. В его изложении «Зимниковская» фигурирует то как западная окраина, то как Сокольники вообще. Автор не видел разницы, да и интересовала его больше классовая борьба. Озвучена эта история была в апреле 1941-го на публичной лекции, где ее услышал и оценил замечательный москововед П.В. Сытин [14]. У Смирнова публикацию на годы задержала война. А Сытин сразу после победы готовил карманную книжку «Прошлое Москвы в названиях улиц» [15] и, конечно, не мог обойти стороной фигуру популярного в те дни Пожарского. Тогда и возникла разошедшаяся тиражом в 45 тысяч версия, что князю в Сокольниках (на самом деле к западу от них — это вольное обобщение Смирнова) принадлежала деревня Возниковская (вообще-то Зимниковская – это Сытина память подвела). Сам Сытин эту историческую ошибку больше нигде не воспроизводил, но и не исправлял. Исправляем мы.

 

Вернемся к комиссии, которая выехала мерить теперь дорогу Хомутовку, от Земляного города проходившую нынешним Хомутовским тупиком, а потом, видимо, Елоховским проездом, улицами Новая Переведеновская и Матросская тишина. Во всяком случае, когда через две версты остановились чуть не доезжая Яузы, справа были земли Покровского-Рубцова, а слева – упомянутое ранее сельцо Собакина мельница Алексеевского монастыря, теперь уже во владении боярина Василия Стрешнева. Дальше Хомутовка уходила землями села Черкизово на Клязьму. Мы же видим, что трасса улицы Матросская тишина сформировалась как часть этой старинной дороги, а значит, самой первой в районе.

Следом был выезд на дорогу Стромынку. Но начиналась она – нежданно для нас — Покровскими воротами, проходила Басманную слободу, Покровское-Рубцово, пересекала Яузу, а потом «по зимней дороге по Стромынке, что от села Покровского, влево». Мера в две версты легла на землях деревни Хапиловки, а дальше дорога шла речками, и лишь у Черкизовского пруда выходила на привычную нам трассу. Таким образом, в ту эпоху зимой Стромынка обходила стороной наши места, в том числе и улицу, носящую ее имя. А летом ее, скорее всего,  просто не было.

 

 

 

Комиссия напрасно объезжала окружающие нас дороги: решение Соборного уложения тут было реализовано с точностью до наоборот. Монарх не стал отдавать земли дворцовых сел под выгон черным сотням, а чтобы не допускать даже соседства с ними, прибрал к рукам прилежащие мелкие наделы [16]. Так была решена судьба Собакина, оставленного у Стрешнева в пожизненном владении, и с его смертью в 1661 году переданного под устройство Преображенского. Однако, видимо, для пресечения разговоров, что царь не хочет расставаться со своими пустыми землями, на них начинается бурная хозяйственная деятельность. Уже в апреле 1649-го государь отмечает новоселье во вновь построенных хоромах Покровского-Рубцово [17]. И, наконец, основание потешного соколиного двора, которому наш район обязан и именем, и самим своим существованием — событие того же ряда и того же времени. И я нашел этому подтверждение.

Наиболее важными дворцовыми вопросами во времена Алексея Михайловича ведал Тайный приказ. Тайный – потому что дела он вел помимо боярской думы. Конечно, после смерти государя такой орган поспешили расформировать, а его бумаги уже в петровское время передали другим приказам по описям. Эти описи сто лет назад были опубликованы [18], и в них я встретил отметку о документе 1649-го года, относящегося к потешному двору. До сих пор Семеновский потешный двор был известен лишь восемью годами позже (с 1657-го) [19]. Я занялся поисками столбца, упомянутого три столетия назад, и он нашелся, зарытым внутри другого дела [20]! Вникая в затейливую скоропись XVII века, я было решил, что промахнулся, поскольку речь шла о новоотписанных на государя селах в Переславском уезде. И как же я обрадовался, разобрав: «сено в крестьянских подводах привести к Москве села Покровского на наш потешный двор в Семеновское»! Письмо датировано 13 (23) декабря 1649-го. По традиции, первое упоминание поселения считается датой его основания.

 

Таким образом, 13 декабря 1649 года следует признать первым днем Сокольников. Реальная дата заложения потешного двора вряд ли отстоит от указанной ранее чем на полгода: раз сено везли из такой дали, значит, летом на месте его не заготовляли. Кроме того, потешный двор был поселением царских сокольничих, а откуда они взялись? По решению Соборного уложения осенью 1648-го были ликвидированы белые, то есть не платившие тягла слободы, принадлежавшие крупным феодалам — их население приписали к черным слободам или вывели. Под это решение попало Останкино, принадлежавшее князю Якову Куденетовичу Черкасскому [21], владельцу одной из самых известных соколиных охот. Именно там у Черкасского проживали сокольники [22] – вот их-то царь и вывел на новый потешный двор. 

Обратим внимание, что в документе Семеновское упомянуто еще не селом, а частью  Покровского. Возникают два естественных вопроса: когда и на каком основании оно стало селом? и откуда взялось название? Возможно, государь повелел основать потешный двор в Семенов день 1-го сентября 1649-го – по принятому тогда календарю это первый день нового, 7158-го года. А может, наименование связано с храмом. Для статуса села поселение должно было иметь свою церковь. О таковой в сокольничьей слободе ничего не известно, мало того: ее жители числились прихожанами храмов Красного села [23], а сам царь поздравлял и угощал сокольников в Трифонов день [24], 1 февраля. Тем не менее, скорее всего, домовая церковь государя в поселении все же была – священник в Семеновском упомянут [25]. В московской традиции почитались три святых с этим именем – Симеон Столпник, Симеон Богоприимец и  Симеон Персидский. В дворцовом кремлевском храме Преображения Спасова, что на Бору, я обнаружил «блуждающий» престол: придел Симеона Богоприимца, упомянутый в описи времен первого Романова, исчезает при Алексее Михайловиче, и вновь объявляется в петровскую эпоху [26]. Похоже, что из-за скученности в

небольшом строении десяти алтарей некоторые из них переносили в другие храмы, а после, бывало, и возвращали. Возможно, этот престол перемещался в царскую домовую церковь во время существования государевых хором в Семеновском. А в пору его расцвета там были не только царские хоромы, но и много других чудесных вещей.

Но об этом – в следующей части сообщения. А пока поздравим Семеновский потешный двор с близким 370-летием: именно из этого семени вырос и расцвел наш замечательный район.

[1] РГАДА ф. 1354 оп. 256 ч.1 д. с51.

[2] Бугров А.В. Москва яузская. М., 2011. Стр. 103.

[3] Кистерев С.Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507-1606 г. / Русский дипломатарий. Вып. 9. М., 2003. Стр. 180

[4] Н. В. Калачов. Писцовые книги московского государства. Ч.1. СПб, 1872. стр. 7.

[5] Кистерев, стр. 219.

[6] РГАДА. ф. 1354 оп. 1 ч.1 дд. б2, к2. 

[7] РГАДА ф. 27 оп. 1 д. 484 ч. 2 № 153.

[8] РГАДА ф. 27 оп. 1 д. 484 ч. 2 № 153.

[9] Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч.2 М., 1891. Стлб. 615.

[10] Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1990. Стр. 83.

[11] Смирнов П. П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. М.-Л., 1948. Ч.2. Стр. 339-341.

[12] РГАДА ф. 27 оп.1 д. 484 ч.2 № 140.

[13] Schmücker-Breloer M. Das Hausarchiv der Fürsten Požarskij. Böhlau,1996. Ss. 18-19

[14] Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Вып. 1. Т. 1. М, 1950. Стр. 109, 369.

[15] Сытин П.В. Прошлое Москвы в названиях улиц. М., 1946. Стр. 63.

[16] Смирнов, стр. 353.

[17] Холмогоров В. И., Холмогоров Г.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1884. Стлб. 810.

[18] Белокуров С.А. Дела тайного приказа. Кн. 1 (РИБ, т. 21) СПб, 1907. Слб. 877.

[19] Бугров, стр. 102.

[20] РГАДА ф. 27 оп. 1 д. 532 л. 142.

[21] Смирнов, стр. 329.

[22] Щепетов К.Н. Помещичье предпринимательство в XVIII в. (по материалам хозяйства князей Черкасских) / Русское государство в XVII веке. М., 1961. Стр. 23.

[23] Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. Ч. 2. М., 1891. Стлб. 528.

[24] Белокуров, стлб. 1625.

[25] Белокуров, стлб. 1711.

[26] Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч.1 М., 1891. Стлб. 177, 382.

Библиографическая ссылка: Семенов М. Н. День рождения Сокольников / Клуб Краеведов района Сокольники. Сборник материалов за четвертый год работы сентябрь 2019 — май 2020. М, 2020. С. 10-17