Художник Анатолий Зверев и Сокольники. Н. П. Волкова, главный хранитель Музея АZ
Художник Анатолий Зверев и Сокольники
Начиная с начала века и до его середины Сокольники – это наш своеобразный московский Барбизон — место, куда художники приезжали на пленэр писать этюды. Константин Коровин в воспоминаниях писал, что его учитель Алексей Саврасов водил своих учеников писать этюды только в Сокольники, особенно тогда, когда на деревьях начинал зеленеть мох. Он напутствовал друзей ехать именно туда: «…там соловьи поют, черёмуха цветет». Кто только не писал здесь этюды, кто из великих художников не проходил по чудесным аллеям тенистого парка!
В начале XX века на Сокольническом кругу пели Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов. А рядом с парком привлекал всеобщее внимание театр-варьете «Тиволи», один из самых известных мюзик-холлов того времени.
Рядом, в 4-м Полевом переулке жил Иван Клюнков – известный художник-авангардист Иван Клюн, у которого останавливался Казимир Малевич. В 1918 году Клюн писал в Комиссию ИЗО Наркомпроса, что именно в Сокольниках «велико стремление населения изучать искусство» и там «постоянно встречаются и отдельные лица, и целые группы, рисующие кистью и карандашом». И что именно в Сокольниках, как в самом живописном месте Москвы, надо открывать классы живописи и скульптуры, чтобы дети после уроков, а взрослые после службы могли под опытным руководством знакомиться с новым искусством: «А так как население нашего района состоит сплошь из трудового народа, то занятия целесообразно вести вечером».
Сокольники в 50-60-е.
И в Сокольниках 3 ноября 1931 года родился будущий художник Анатолий Тимофеевич Зверев. Его отец, Тимофей Зверев, был инвалидом Гражданской войны, мать работала. В этом районе Анатолий Зверев прожил несколько десятилетий, здесь он учился в 370-й мужской школе, на фасаде которой теперь висит мемориальная доска, правда, с перепутанными датами его жизни. Здесь он писал этюды и рисовал, рисовал, рисовал…
Сокольники. Двор зимой. 1956. Мартовская ночь в Сокольниках. 1957
В парк Сокольники он устроился на работу маляром, отучившись в ремесленном училище два года и получив специальность маляра-альфрейщика.
«В Сокольниках я нарисовал каждое дерево», – говорил он.
Самоучка? Без образования? У него было «Высшее сокольническое образование»! Были учителя, да какие!
Улица в Сокольниках.1962.
В Сокольниках, на Стромынке, Константин Мельников построил клуб, получивший имя И.В. Русакова, где в художественном кружке занимался Зверев. Также он ходил в сокольнический Дом пионеров, находившийся сразу за бывшим кинотеатром «Молот». Там преподавал – ни много ни мало – художник Александр Куприн, а художественный кружок вёл Владимир Акимович Рожков, наставник и учитель Зверева.
Двор. Соркольники. 1956. Улица в Сокольниках.1956.
Рисование и черчение в 5-7 классах 370-й школы преподавал художник-гравёр Николай Васильевич Синицын, ученик самой А.П. Остроумовой-Лебедевой, блестящего мастера гравюры. Он тотчас приметил талант мальчика. Пятиклассник Зверев свой первый школьный «великолепный» рисунок нарисовал, лёжа под партой, вспоминал с улыбкой его учитель. Одарённого мальчика он стал приглашать к себе домой, а там была не виданная им коллекция: акварели Виктора Васнецова, рисунки Валентина Серова, Александра Бенуа… Книги. Первая встреча с искусством.
Дом Зверева (Русаковская, 22), снесённый в 1968 году, стоял недалеко от гробовой мастерской и водокачки, куда водили поить лошадей. Вот откуда у него такая привязанность к изображению этих прекрасных животных.
Дом на Русаковской. 1963.
В Сокольническом храме Воскресения отпевали его «мамашку», как ласково называл Анатолий свою мать Пелагею Никифоровну.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Сокольники. Двор. 1956.
Церковь в Сокольниках. 1950-ые.
В 1959 году в Сокольниках прогремела американская выставка, взбудоражившая почти каждого художника. Впервые на ней увидели художника-абстракциониста Джексона Поллака, про которого Зверев впоследствии скажет, когда его начнут с ним сравнивать: «Да я задолго до него так писал»…
Именно в Сокольниках увидел его Александр Румнев – актёр московского Камерного театра, балетмейстер, эстет. Увидел худенького юношу, который вместо того, чтобы просто красить заборы Детского городка, расписывал их огромными петухами, летящими конями и неведомыми животными и цветами.
Александр Румнев. 1962.
Малярничал он недолго. Каждую свободную минуту рисовал тушью, карандашом, акварелью – не мог не рисовать. Он оставил сотни, может быть, даже тысячи сокольнических пейзажей и рисунков коренных обитателей своей малой родины. Рисовал на афишках, фотографиях парка – это ли не лучшая атрибуция, подтверждение подлинности его работ! Нищая послевоенная окраина расцветала у него ярким матиссовским цветом. Свободный артистический рисунок, весна или осень Сокольников, переданные двумя–тремя движениями кисти…
Молчание он носит
Он носит тишину
И музыку проносит
В испуге в вышину…
С безмерною любовью
С огнем в груди – пожар
С нахмуренною бровью
Он кисть в руке зажал…
А. Зверев
Его всегда тянуло в Сокольники. Если не рисовать, то играть в шашки. В этом ему не было равных.
Искусства чистые поклонники
Поедем в летние Сокольники
Где Толя Зверев за столом в розарии
Играет в шашки с парнем из Татарии
Или глаза прищурив светло-карии
Портрет рисует – натюрморт
Генрих Сапгир
И потом, когда бродяжничал в центре Москвы и когда переехал в нелюбимое Свиблово–гиблово, то всегда возвращался в Сокольники. Ностальгия была острая и непроходящая.
Теперь искусствоведы, глядя на некоторые работы художника, одобрительно говорят: «Ну, это сокольническая серия!».
Троица в Сокольниках.1963.
* * *
Из биографии Анатолия Зверева
Когда пришло время, его призвали в армию, но после восьми месяцев службы на флоте он был демобилизован по болезни. В 1954 году Зверев поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, однако вскоре он оттуда был исключён «за богемно-анархическое поведение».
Затем наступило время бродяжничества. Зверев ночевал у друзей, знакомых и вообще где придется. Одевался в то, что дадут..
В 1957 году его работы были экспонированы на Молодёжной выставке в Москве, устроенной к VI Международному фестивалю молодежи и студентов. Анатолий Зверев был участником т.н. квартирных выставок 1959-1962 гг., во время которых он познакомился с иностранными дипломатами и журналистами. Благодаря им, его работы стали известны в других странах, их стали выставлять в Париже, Брюсселе, Вене, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке.
С середины 1950-х гг. «основным спонсором, коллекционером и пропагандистом» Анатолия Зверева был русский грек Георгий Костаки, живший в Москве и считавший художника первым русским экспрессионистом.
Первая зарубежная персональная выставка Зверева состоялась в 1965 году в Париже по инициативе известного дирижёра и пианиста Игоря Маркевича, который писал: «Зверев — это случай. Случай человека, который сам того не подозревая заново открыл историю мирового искусства».
На родине единственная прижизненная персональная выставка Зверева прошла в 1984 году в Московском горкоме художников-графиков на Малой Грузинской улице, 28, который был организован независимым профсоюзом художников, графиков и фотографов.
В 1957 году Анатолий Зверев женился на Людмиле Назаровой, «смешливой, курносой Люсе». У них родились сын Миша и дочь Верочка. Но семейная жизнь длилась недолго, и Зверев почти не видел своих детей.
Семнадцать лет продолжался его удивительный роман с вдовой поэта Николая Асеева Ксенией Михайловной (1892—1985), одной из пяти сестёр Синяковых, которая была старше него на 39 лет. Это ей посвящено стихотворение Асеева «За косы её золотые, за плечи её молодые». Поэт Велимир Хлебников посвятил ей пятую часть поэмы «Синие оковы»:
И жемчуг северной Печоры
Таили ясных глаз озёра…
Зверев написал сотни её портретов и посвятил ей тысячи стихотворений. «Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь», — говорил он.
Анатолий Зверев скончался 9 декабря 1986 года в возрасте 55 лет при невыясненных обстоятельствах и был похоронен на Долгопрудненском кладбище около Москвы.
Творческое наследие Анатолия Зверева насчитывает более 30 тысяч работ. Они создавались при разных обстоятельствах, художник рисовал на всём, что попадалось ему под руку. Смешение стилей и художественных школ делает затруднительным, однако, достоверную искусствоведческую экспертизу для отделения его настоящих работ от подделок, присутствующих на рынке.
Зверев одним из первых советских художников усвоил художественные уроки известного американского абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока, и во многих отношениях он был близок к ташизму – западноевропейскому абстракционизму.
Анатолий Зверев был многогранно одаренным человеком — ярким живописцем, виртуозным рисовальщиком, авангардным поэтом, ироничным теоретиком. Говорят, Пабло Пикассо называл его «лучшим русским рисовальщиком». Драматург Жан Кокто говорил: «Зверев один прошел весь путь западной живописи — от раннего Пикассо до наших дней». А Роберт Фальк пафосно заявлял, что каждое прикосновение его кисти священно.
Наследие Зверева неисчерпаемо и многогранно — тысячи портретов, натюрморты и пейзажи, иллюстрации к мировой классике от Апулея до Гоголя, виртуозные графические циклы. Сегодня его работы находятся в лучших музеях мира — от Третьяковской галереи до Музея современного искусства в Нью-Йорке и самых известных частных коллекциях России, стран Европы и Америки.
Наиболее полное впечатление о творчестве художника — нашего земляка из Сокольников можно получить в частном Музее АZ (Анатолия Зверева), который был открыт в Москве в 2015 году. Работы А. Зверева и архивные документы, использованные в этом материале, — из собрания Музея AZ.